Кроме того, Наталья Симонова – практикующий психолог, поэтому большинство историй основаны на реальных событиях. Читая рассказы и переживая за героев, задумываешься и о своей жизни, своих проблемах.
Наталья Симонова согласилась ответить на несколько вопросов о себе, своем творчестве и даче.
Наталья, давайте знакомиться! Расскажите, пожалуйста, немного о себе. По профессии Вы психолог. Как получилось, что Вы решили податься в писатели?
По профессии психолог. Но по жизни, как и все на свете, много кто. Например, увлеченный читатель. Люблю довольно разную литературу. И в числе прочего – психологическую, житейскую, даже обывательскую, бытовую такую, где событий меньше, чем их анализа. Всегда любила рассказы про частную жизнь. Интересно читать, как люди справляются с трудными ситуациями, вообще – как они, собственно, справляются со своей жизнью. По моим потребностям такой литературы не так уж и много. В общем, получается, пишу то, что хотела бы прочитать.
Пробовали ли Вы писать и раньше? В детстве и юности, например. Каким был Ваш самый первый опыт?
Ну да, сочинять всегда любила. В детском саду безудержно выдумывала нелепые стишки. Знаете, как туркменский акын – что видела вокруг, то и описывала. Очень забавно. Но воспитательницам нравилось.
В августе вышла в печать Ваша первая книга «Жизнь как цепочка обстоятельств». Что она из себя представляет?
Это сборник рассказов из современной жизни обычных людей. Им приходится преодолевать трудности разного рода – связанные с родителями, детьми, болезнями, неидеальными браками, внезапными потерями, неразделенной любовью и так далее.
Почему из всех литературных жанров Вы выбрали именно рассказы?
Это малая форма высказывания. В ней можно развить одну идею, но зато подойти к ней очень внимательно. Мне это интересно... Ну а может быть, романы мне просто не по зубам.
Какие темы в них поднимаются?
Ну, темы я уже в целом обрисовала – их список можно довести до бесконечности, так как бесконечна вариативность житейских ситуаций. Например, первый рассказ сборника рассказывает о женщине, от которой ушел муж, но которой приходится по ряду причин скрывать это от взрослой дочери. Суть в том, что насилие над собой, которое приходится осуществлять героине, загоняет ее в, казалось бы, безысходный тупик. Но чаще всего всякая безысходность является кажущейся. И все, что мы проживаем, когда-то проходит, сменяясь чем-то другим. Возможно, даже периодом, где нас ожидают подарки судьбы.
Какой рассказ кажется Вам наиболее удавшимся?
Пожалуй, «Жизнь как цепочка обстоятельств». Но, если честно, у меня уже менялись впечатления от этих рассказов. Еще недавно самыми интересными казались «Что было, что будет...» и «Отель Рабини» – как наиболее беззаботный в этом сборнике.
Что для Вас было самым сложным в написании рассказов, а что, наоборот, далось легко?
Для меня самое легкое – отделка. Когда идея вполне отчетлива, сюжет и фабула готовы – и нужно уже только доводить стиль и отрезать от текста все лишнее. Самое трудное для меня – это фабула. То есть вот вся эта череда событий и их связанность между собой, написание собственно скелета рассказа с мясом, но пока еще без кожи, извините за анатомический образ.
Какую задачу ставили Вы перед собой, создавая рассказы?
Была задача написать рассказы складные, осмысленные и хоть немного занимательные.
Пришлось ли Вам обращаться к дополнительной литературе за помощью в создании рассказов?
Бывает, что в сюжетной линии попадается тема, в которой я не очень разбираюсь. Ну, например, есть у меня рассказ (в первый сборник он не вошел), где герой болеет раком. Чтобы написать об этом, пришлось почитать дополнительную литературу. Но это не значит, что эта литература в чистом или почти чистом виде ляжет в рассказ. Это лишь означает, что сама я должна внутри себя хорошо представлять себе, что происходит с моим героем.
Получилось ли перестроиться со строгого языка психологии на свободный стиль художественной литературы?
Если такой язык без крайней нужды попадает в рассказы, значит, я не очень хорошо над ними поработала. Я слышала мнение, что, читая один из рассказов, словно сваливаешься из художественной литературы в учебник по психологии. Постараюсь учесть этот отзыв в будущем.
Планируете ли и в дальнейшем писать книги? О чем бы Вам еще хотелось рассказать? Не думаете попробовать другие жанры?
Пока хотелось бы и в будущем писать рассказы. Это чрезвычайно увлекательно! А рассказать хочется обо всем, что меня саму цепляет. Обычная жизнь предоставляет для этого просто кучу материала – главное, чтобы хватило способностей эту кучу осваивать.
Есть ли у Вас опыт садоводства или огородничества?
Небольшой. У меня нет своего участка, где бы что-нибудь цвело и колосилось. Но чем старше я становлюсь, тем больше люблю ездить на дачу к сестре, где есть огород и разные прочие посадки. Вокруг меня столько людей по-настоящему увлечены своими сельскохозяйственными опытами. У них горят глаза, когда они рассказывают о буднях садоводов и огородников. Спрашиваю: а что? Что же именно так вас во всем этом захватывает? Большинство отвечает примерно так: это непередаваемые ощущения, когда ты сажаешь в землю маленькую семечку, а из земли потом появляется настоящее чудо – живое, плодоносящее растение. Я вижу, что уход за растениями привязывает людей едва ли не так же, как уход за любимыми домашними животными.
А что в этом привлекает конкретно Вас?
Меня захватывает то, как растут и вызревают мои любимые плоды – горошек, помидоры, клубника. Это так красиво и многообещающе!
Что еще растет на этом участке?
Дачный участок сестры, в освоении которого я принимаю хоть и ничтожное, но занимательное для меня участие, большей частью представляет собой полянки и хвойно-березовые посадки. Но есть и деляночка с овощами, зеленью, есть небольшие ряды ягодных кустов и плодовых деревьев. Могу сказать, что каждый год огород этот имеет нового чемпиона. В прошлом году, например, им были помидоры черри, а в этом – как с цепи сорвавшиеся для обильного плодоношения огурцы.
Что интересного произошло на нем этим летом?
В этом году описываемый мной участок неожиданно покрылся богатейшим урожаем грибов. Поляночно-древесную его часть ни с того ни с сего захватили малопочтенные свинушки и замечательные калиброванные маслята.
Принять участие в викторине по творчеству Натальи Симоновой